ГДЕ ВЕСНУЕТ ПАВА? Зимой мы говорили о птице Паве, которая в колядках связана с женской долей и красотой (пава = павлин). А что поделывает этот интересный персонаж в другие сезоны? Вот весенний пример, здесь Пава снова покровительствует девушкам… или не девушкам?🤔 Давайте разбираться вместе. (Песня поется на первой неделе Великого поста.) Лятела пава с лясочку, /С лясочку, пава, с лясочку/ Садилась пава на кусточку, Свила йна сабе гняздечка, Снесла йна сабе три яичка, Вывела сабе три дочушки. Первая дочка – Улита, Другая дочка ж – Марьяна, Третия дочка – Дарьяна. Улиту отдала у липу, Марьяну 'тдали у снопа, Дарьяну 'тдали у бабку*. Улите дала подушку, Дарьяне дала ж дерюжку, Марьяне дала ж постилку**. *Бабка - постройка из нескольких снопов хлеба, наподобие шалаша. **Постилка - покрывало, сшитое из двух или трех полотнищ тканых половиков. 1-я часть тождественна само-величаниям девушек, которые мы встречаем в хороводных песнях, обычно именно трое называются по именам, и далее восхваляется их внешность, наряд, и прочится счастливый союз. Но поскольку здесь имена закреплены рифмой, логично думать, что они отражают не реальных участниц хоровода, а неких мифологических дочерей (как в известном "весна-весняночка, где твоя дочка Ульяночка"). Далее дочерей выдают замуж (2 часть), что понятно из 3 части - наделения приданым. По поводу липы и снопа - тут НУЖНА ПОМОЩЬ ЗАЛА. Мои такие предположения: это либо время, либо место. Версия А: время. Известно, что в этнических культурах месяцы называются через природное явление или занятие этой поры. "Липень" - старинное имя июля, когда цветет липа. "Серпень" - август, время жатвы. В этой песне может описываться срок, когда дочери были просватаны (едва ли сами свадьбы назначат на страду, если мы про людей!): "у липу" - июль, "у снопа" - в жатву, и "у бабку" - например, время вывоза хлеба с полей. Всё довольно рядом. Версия Б: место. Тут мы вспоминаем, что это птичьи дочери, то есть тоже птицы, а потому самое место им жить на дереве и в жите. Слабое место этой версии - людские имена и приданое🧐. И вообще, песня про птичьи браки - это странно, в песнях всегда идет какая-то связь с людским миром, почему нам это интересно. Пока писала, ощутила более вероятной вторую версию, но дочери все-таки не птицы, а девушки - может быть, гибриды наподобие Сирин. Происхождение от птицы - признак связи с небесным. Жатвенные образы - в любом случае программируют благополучный урожай. 👉Очень интересны ваши мнения. Может, я чего упустила? Может, вам встречались похожие тексты?

Теги других блогов: птицы весна фольклор