ОБЩНОСТЬ ОБРАЗОВ СВАДЬБЫ И ВЕСНЫ
в комментариях недавно обсуждали. В обоих родах песен мы призываем силы жизни и плодородия. Образы весеннего пробуждения и сева стимулируют молодоженов, образы людского эроса и союза влияют на урожай.
И вот яркий пример. Кто знает весенний обряд Вождения стрелы - сразу скажет: эта песня к нему. Там постоянно молодца стрела сражает. Ан нет: эта - свадебная.
Ой стрелила стрела 2
да й в широки лу(га)
дай натрапила* вона
явора зелено(го)
явора зеленого -
Василя й молодо(го).
*Натрапила - наткнулась.
Песня украинская, слова привожу в транскрипции.
Что это за стрела в контексте свадьбы, стрела амура?) В принципе, да, у амура та же символика первоначально: любовь как инициатический переход, смерть прежнего Я.
А как мне нравится, что здесь Василь защищен от стрелы промежуточным образом явора. Образ убиваемого жениха не очень-то грамотно на свадьбе создавать, поэтому стрела попадает в явор, который хоть и олицетворяет жениха, но дереву от стрелы никакого вреда нет. И вот таким кинематографичным приемом опасный образ превращается в заговорно-обережный!