АДАПТАЦИЯ К СЕВЕРУ
Я вот не знаю, для всех ли Северный фольклор звучит особенно инопланетно, или только для меня, прикипевшей ухом и сердцем к брянско-белорусскому пограничью?.. Включаю - и не понимаю ни слова. Стыд-то какой. Звучание такое непривычное и ультразвуковое, что хочется выключить (и убежать🙈). Вспоминаю, как в 2002 году впервые слушала фольклор, - ощущения были ровно такие же, но от этнографии вообще, в том числе ныне любимых и понятных Тулы, Калуги, Воронежа. Слушала гомеопатическими подходами, уж больно хотелось приобщиться.
Что ж, с Севером я действительно знакома мало, значит, нужно знать свое место: лох и новичок. В первый день разбора папки с деревней Кеврола несколько песен были понятны (поскольку ранее известны), вот эти же две👇 никак. Ноль! Феноменально! Причем, кроме слов, неясно даже, где границы музыкальной фразы. Обломалась моя гордость. Особенно интригует "Гай-гай лелё", припев-то явно обрядовый! Походила с этим день, на следующий стала выяснять текст косвенным путем, ища публикации и другие исполнения. Нашла три строчки как цитату в статье. Слова тоже, знаете ли, не облегчают: "что из устья берёза течёт..." - мозги сломаешь. Но зато теперь с этого кусочка слов как с разгона можно расслушать запись дальше. Дальше всё равно не поняла, но по другим песням заметила, что северное звучание, переварившись внутри, звучит уже понятнее. На третий день слушания стали выплывать из тумана структура и слова "Гай-лелё", "Помосточки" (название, кстати, ошибочное) и других. Сегодня включаю - и диву даюсь, довольно уверенно слышатся слова! Поправляю прежние неточности. Видать, ухо перестраивается. Аж азарт взял: не поразбирать ли северных папочек, на которые и смотреть боязно было?..)
👉Кто в секте - предлагаю разобрать слова в этих двух записях, можно привлекать поиск. Попозже комментарием свои версии напишу.
И скажите мне пож., как для вас Север по понятности слов - так же, сложнее или легче других регионов?